м. Павелецкая

Кожевнический проезд

4/5 строение 5

Тел. (499) 235-0717

Тел. (499) 235-8050

admin@dialdent.ru


Оплата кредитными картами
и по безналичному расчету

30.04.2016 - Сколы металлокерамических коронок - известная проблема в стоматологии. Мы в "Диал-Дент" имеем технологии реставрации сколов металлокерамических коронок. Отреставрированная коронка может продолжать работать во рту еще несколько лет! Это дает возможность избежать внеплановую замену протеза, что почти всегда не вовремя. Смотрите работу наших специалистов по реставрации скола металлокерамики..
13.01.2016 - Семейный стоматологический центр "Диал-Дент" за здоровый образ жизни! Мы стали партнерами зимнего чемпионата по мини-футболу «Новогодний кубок 2016» и проспонсировали одну из команд турнира. Очень здорово, что так много участников турнира (почти 170 человек) предпочли занятия спортом поеданию праздничных вкусняшек! Организатор мероприятия - спортивное объединение «Северный Бастион».
24.12.2015 - Повторное протезирование пациентки через 15 лет! Главный врач Центра "Диал-Дент" Цукор С.В. сравнивает концепции и подходы к протезированию зубов пятнадцатилетней давности и сегодня. Перепротезирование через 15 лет с применением современных методов и материалов.. Пятнадцать лет назад эту работу делал врач-стоматолог Цукор С.В. Повторное обращение через 15 лет к тому же врачу, говорит о высокой степени доверия пациента!

 

 

Уважаемые посетители нашего сайта и наши пациенты, мы выбираем для вас самые интересные статьи, рассказывающие о современном понимании связей в человеческом организме и о новейших медицинских технологиях. Статьи берутся из современных научных источников (профессиональные журналы, диссертации, уважаемые интернет источники и т.д.). Статьи мы снабжаем комментариями наших специалистов, с целью расшифровать некоторые термины и малопонятные не специалисту медицинские данные. Делаем мы это для максимального распространения информации о состоянии медицинской науки среди пациентов и интересующихся. Многие технологии, методики, материалы и подходы, из упомянутых в этих статьях, специалисты Семейного стоматологического центра «Диал-Дент» используют в своей работе. Надеемся, что эта информация поможет пациентам выбрать специалиста и медицинское учреждение, в котором он будет проходить лечение. Комментарии наших специалистов выделены красным.

В этой научной статье говориться о инновационном методе остеопатической помощи в работе логопеда. В Семейном стоматологическом центре «Диал-Дент», пожалуй, в единственном медицинском учреждении Москвы применяется методики остеопатической помощи детям с различными нарушениями речи.

 

Интересные ссылки на статьи наших специалистов по теме: Здоровья детей, Логопедия и остеопатия.

Зачем в Семейном стоматологическом центре «Диал-Дент» работает остеопат?!
Взаимосвязь Остеопатии с Логопедией.
Остеопатия при комплексном лечении детей в Центре «Диал-Дент»
Исправление прикуса детям в Центре «Диал-Дент»

 

 

 

 

 

 

 

Российский остеопатический журнал

(Russian Osteopathic Journal)

№ 3-4 (18-19) 2012

стр. 38-44

Остеопатическое лечение детей с недоразвитием речи

 

Е. В. Урлапова, Институт остеопатии СПбГУ

Д. А. Мухамедьяров, Е.Л. Мерзляков, ООО «Центр остеопатической помощи «Остео», Тюмень

3. В. Поливара, Центр развития речи, Тюмень

 

Резюме

В статье отражены результаты обследования и лечения 36 пациентов с нарушением развития речи. Целью исследования явилось изучение возможности остеопатического лечения (что такое остеопатическое лечение смотри здесь) при речевом недоразвитии у детей. В основной группе наблюдения в терапевтический комплекс были включены остеопатическое лечение и логопедическая коррекция. Контрольная группа детей получала логопе­дическую коррекцию, а также патогенетически обоснованную синдромальную медикаментозную терапию. Проведенное исследование показало, что остеопатическое воздействие по сравнению с медикаментозным лечением более эффективно и может применяться в комплексном лечении де­тей с речевыми нарушениями.

Ключевые слова: речевые нарушения, остеопатические дисфункции, эффективность лечения.

Osteopathic Treatment of Children with Underdevelopment of Speech

E. V. Urlapova, Institute of Osteopathy of SPbSU

D. A. Mukhamed'yarov, E. L. Merzlyakov, LLC «Centre of osteopathic help «Osteo», Tyumen

Z. V. Polivara, Centre of speech development, Tyumen

 

Abstract

The article describes the results of examination and treatment of 36 patients with impaired speech development. The aim of the study was to explore the possibility of osteopathic treatment of children speech underdevelopment. In the experimental group the therapeutic complex included osteopathic treatment and logopedic correction. Children in control group received logopedic correction, and also pathogenetically substantiated syndromic medicamentous therapy. The study showed that the osteo­pathic treatment is more effective than medication, and can be used as part of the integrated treat­ment of children with speech disorders.

Количество детей с нарушениями развития высших психических функций (ВПФ) и речи в до­школьных и школьных образовательных учреждениях в настоящее время постоянно растет. Ограничения при обучении таких детей, трудности их социализации на разных этапах онтогенеза (онтогенез - развитие организма) придают особую важность комплексным исследованиям, посвященным изучению механизмов формирования отклонений в развитии, в том числе перинатального генеза [1, 2, 5]. По данным последних научно-практических исследований, распространенность речевых дисфункций среди детского (в возрасте от 1 до 16 лет) населения г. Тюмени составила 49,89% на 1 тыс. человек. Уже в раннем возрасте (до 3 лет) выявляется значительный процент речевых дисфункций — 19,34%. Речевой статус ребенка не всегда адекватно оценивается педиатром, чаще родителям рекомен­дуют занять выжидательную позицию. Неврологами данная категория детей рассматривается как «группа риска», или дети с «задержкой психоречевого развития», без уточнения механизмов речевого недоразвития. Наиболее часто помощь логопеда требуется детям в возрасте 5 лет. Рече­вая патология в этом возрасте составляет 38,22%, при том, что в нормальном онтогенезе к 5 годам у ребенка заканчивается созревание всех структурных компонентов речи, изживаются все де­фекты, именуемые «детским косноязычием». Таким образом, можно констатировать достоверный рост количества речевых нарушений.

К 7 годам, как правило, все дети охвачены скринингом (профилактическим осмотром перед школой). В результате таких осмотров у 50,22% детей обнаружены различные речевые дефекты, что позволяет констатировать достаточно высокий процент речевых нарушений среди детей стар­шего дошкольного возраста.

 

 


Остеопатия при нарушениях речи

Рис. 1. Эпидемиология речевых нарушений по г. Тюмени. Статистика примерно одинакова и для других городов.

Целью исследования стало изучение эффективности остеопатического лечения при речевом недоразвитии (дизартрии) у детей. Исходя из цели, были поставлены задачи:

1.   Изучить нарушения, приводящие к недоразвитию речи у детей;

2.   Выявить остеопатические нарушения, приводящие к патологии речи, и провести их коррекции;

3.   Сравнить эффективность остеопатического и медикаментозного лечения в комплексной тера­пии недоразвития речи;

4.   Установить сотрудничество с другими специалистами с целью повышения эффективности по­мощи детям с речевыми нарушениями. (В ряде случаев, действительно, один специалист бутьто невролог, логопед или остеопат, не могут решить проблемы пациента. Только сотрудничество нескольких специалистов, дает результаты. В Центре «Диал-Дент» остеопат работает совместно с логопедом)

Материалы и методы

Для исследования была отобрана группа из 36 мальчиков. Возраст детей на момент исследова­ния составил от 3,5 до 6 лет. Мальчики были распределены на 2 группы, основная (I) — 18 человек, контрольная (II) — 18. Критерии включения в группу исследования: наличие речевой патологии, отсутствие грубых морфологических изменений ЦНС, декомпенсированной соматической патоло­гии. Все дети прошли обследование логопеда, невролога, психолога, остеопата. Реоэнцефалография (РЭГ) проводилась на базе отделения функциональной диагностики ОКБ 1 г. Тюмени. Детям был поставлен диагноз «общее недоразвитие речи» II и III уровней, распределение по нарушениям отображено в таблице.

 

Таблица 1

Распределение тяжести дизартрии в группах исследования

 

 

Дизартрия тяжелой степени

Дизартрия средней степени

Дизартрия легкой степени

Основная группа (n = 18)

5

11

2

Контрольная группа (n = 18)

5

11

2

 

Основная группа детей проходила лечение у логопеда и остеопата. Контрольная группа получала лекарственные препараты по назначению невролога, лечение у логопеда и психолога.

Клинико-анамнестический метод

Обследование проводилось по следующей схеме: сбор жалоб, анамнеза, подробная оценка нервной системы. Осуществлялось психологическое исследование уровня актуального развития когнитивных функций, речи, эмоционального состояния ребенка.

Данные всех исследований фиксировались в протоколах.

1    балл — признак отсутствует, 2 балла — легкая степень выраженности, 3 балла — умеренно вы­ражены, 4 балла — выражены, 5 баллов — грубо выражены (указано количество детей с данной степенью выраженности признака).

 

Таблица 2

Данные неврологического осмотра

 

Критерий

1 группа (кол-во чел.)

II группа (кол-во чел.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Уровень психоречевого развития: отставание

-

2

11

5

-

-

2

11

5

-

2. Речь: дизартрия

-

2

11

5

-

-

2

11

5

-

3. Эмоциональное состояние:

- возбуждение

-

-

9

8

1

-

1

9

7

1

- лабильность

7

8

1

2

-

7

7

3

1

-

4. Поведение:

- неусидчивость

-

2

4

12

-

-

2

6

10

-

- коммуникативные нарушения

-

7

7

4

-

-

7

9

2

-

5. Мелкая моторика:

нарушение формирования

-

3

11

4

-

-

3

13

2

-

6. Двигательная сфера: нарушение осанки

-

12

6

-

-

-

15

3

-

-

7. Сухожильные рефлексы:

- повышены

6

5

3

4

-

5

8

3

2

-

- патологические стопные

14

-

4

-

-

16

2

-

-

 

 

Таблица 3

Оценка когнитивных функций и речи (данные осмотра логопеда, психолога)

 

Критерии

Основная группа

Контрольная группа

Степень нарушения (кол-во чел.)

Степень нарушения (кол-во чел.)

легкая

средняя

тяжелая

легкая

средняя

тяжелая

Внимание, наблюдательность

-

16

2

2

15

1

Интеллект

2

15

1

2

16

-

Состояние речевого аппарата

2

11

5

2

11

5

Понимание речи

13

4

1

14

3

1

Самостоятельная речь

2

11

5

2

11

5

Грамматический строй речи

1

11

6

1

12

5

 

На основании осмотра невролога назначалась патогенетически обоснованная медикамен­тозная терапия, дифференцированная в каждом конкретном случае, строго индивидуальная для каждого ребенка. В настоящее время для лечения дизартрии используются следующие группы лекарственных препаратов:

-    дегидратационные;

-    нейрометаболические церебропротекторы;

-    ангиопротекторы;

-    витаминные средства;

-    средства, регулирующие эмоциональные и поведенческие реакции.

 

Логопедическая коррекция включала в себя постановку и закрепление речевых навыков, а также логопедический массаж. Дополнительно с детьми работал психолог.

Остеопатический метод обследования и лечения

Остеопатическое обследование пациентов осуществлялось по известным методикам через ос­мотр и пальпацию анатомических структур кранио-сакральной системы (КСС), черепа, шейного, грудного, поясничного отделов позвоночника, крестца.

       I.            Глобальное обследование

         Вначале в положении стоя производился осмотр ребенка с использованием флексионных тестов, пальпации фасций и выявлением напряжения, плотности и ригидности тканей. За­тем проводились динамические тесты — обращалось внимание на подвижность, смещение и ротацию.

         Для корректного функционирования КОС необходима синхронная работа всех ее составля­ющих, поэтому в ходе остеопатического обследования проверялась синхронизация движе­ний черепа и крестца. При этом в норме движения на уровне затылочной кости совпадают с движениями крестца как по направлению, так и по частоте.

II.   Регионарное обследование

         Определение региона с наличием значимых остеопатических нарушений: шейный отдел позвоночника, таз, голова.

III.   Локальное обследование

         Выявление приоритетных дисфункций позвонков.

         Оценка паттерна сфенобазилярного синхондроза (СБС), шовных и внутрикостных повреж­дений.

 

Таблица 4

Остеопатические дисфункции в группе наблюдения

 

Паттерн СБС

Основная группа (n = 18)

Контрольная группа (n = 18)

n

%

n

%

Торсия

7

38,9

6

33,4

Боковой наклон с ротацией

4

22,2

5

27,8

Компрессия

5

27,8

4

22,2

Латеральный стрейн

2

11,2

3

16,7

Дисфункции шейного отдела

18

100

18

100

Внутрикостное повреждение затылочной кости

17

94,5

16

89

Дисфункция L-образных швов

12

66,7

14

77,8

 

Остеопатическое лечение (перечисляются различные методики которые остеопат выполняет руками)

С каждым ребенком из основной группы было проведено 5-6 лечебных сеансов, с частотой 1-2 раза в неделю.

Ниже перечислены остеопатические техники, которые наиболее часто применялись в основ­ной группе наблюдения:

1.   Освобождение С0-С1-С2;

2.   Устранение фиксаций крестца;

3.   Техника на внутричерепной части твердой мозговой оболочки;

4.    Коррекция паттерна СБС;

5.    Коррекция шовных дисфункций черепа (чаще L-образный шов);

6.    Внутрикостная коррекция затылочной кости с акцентом на канале подъязычного нерва;

7.   Мягкотканная коррекция дна рта с мобилизацией подъязычной кости;

8.    Уравновешивание основания и свода черепа, лицевого черепа;

9.    Уравновешивание кранио-сакральной системы.

 

Результаты и выводы

Повторное комплексное обследование каждого пациента проводилось через 3 месяца после начала курса лечения. Исследования проводились детским психоневрологом, логопедом, психоло­гом, все данные заносились в протоколы, на основании которых были составлены таблицы, отра­жающие динамику выявленных клинических нарушений у детей. Для сравнения результатов были построены диаграммы.

 

 


F:\pics\Heydent\media\image2.jpeg

 

 


Рис. 2. Положительная динамика неврологического статуса в группах наблюдения

 


F:\pics\Heydent\media\image1.jpeg

Рис. 3. Сравнение результатов улучшения состояния когнитивных функций и речи

в группах наблюдения

 

Результаты остеопатического лечения

Таблица 5

Динамика остеопатических нарушений

 

Паттерн СБС

Основная группа (n = 18)

Контрольная группа (n = 18)

n

%

n

%

Торсия

7/5

38,9/27,8

6/6

33,4/33,4

Боковой наклон с ротацией

4/2

22,2/11,1

5/5

27,8/27,8

Компрессия

5/1

27,8/5,6

4/4

22,2/22,2

Латеральный стрейн

2/0

11,2/0

3/3

16,7/16,7

Дисфункции шейного отдела

18/7

100/38,9

18/18

100/100

Внутрикостное повреждение затылочной кости

17/7

94,5/38,9

16/16

89/89

Дисфункция L-образных швов

12/4

66,7/22,2

14/14

77,8/77,8

 

Примечание: в числителе — показатели остеопатических повреждений до лечения, в знамена­теле — после лечения.

Заключение

В ходе проведенного клинического, остеопатического обследования 36 мальчиков в возрасте от 3,5 до 6 лет с общим недоразвитием речи дети были разделены на две группы по 18 человек (I группа — основная, II группа — контрольная). Критерием отбора являлось отсутствие грубой не­врологической и соматической патологии. Распределение степени дизартрии в каждой группе наблюдения было равномерным: дизартрия легкой степени имелась у 2, средней — у 11, тяже­лой — у 5 детей.

I   группа проходила лечение у логопеда, психолога, также проводилось 5-6 сеансов остеопати­ческого лечения с частотой 1-2 раза в неделю.

II    группа получала стандартное лечение, в которое входила синдромальная медикаментозная терапия под контролем невролога, коррекция логопеда и психолога.

При остеопатическом обследовании было отмечено, что, как правило, выявлялись дисфункции шейных позвонков, которые отмечались у 100% детей в обеих группах, наиболее часто встреча­лись повреждения на уровне С0-С1-С2. (шейный отдел)

Краниальные нарушения в некоторых случаях были представлены патологическими паттерна­ми СБС. Так, была выявлена компрессия СБС у 5 (27,8%) пациентов I группы и 4 (22,2%) пациен­тов II группы, а также латеральный стрейн у 2 (11,2%) пациентов в I группе и у 3 (16,7%) пациентов во II группе. Внутрикостное повреждение затылочной кости выявлено у 17 (94,5%) мальчиков ос­новной группы и у 16 (89%) контрольной. Также обнаружены значимые ограничения L-образных швов у 12 (66,7%) и 14 (77,8%) пациентов в I и II группе соответственно.

Учитывая данные клинического обследования, можно сделать предположение, что выявленные остеопатические нарушения являются ключевыми в патобиомеханическом процессе, приводя­щем к нарушению речи.

В ходе остеопатического лечения удалось значительно снизить количество дисфункций у детей основной группы. Так, например, компрессии СБС удалось снизить с 27,8% до 5,6%, торсии СБС с 38,9% до 27,8%, латерофлексии с ротацией (SBR) с 22,2% до 11,1%. Латеральный стрейн был полностью устранен.

Во II группе пациентов стандартное (медикаментозное) лечение не оказало никакой положи­тельной динамики по остеопатическим повреждениям.

При реоэнцефалографии нами было выявлено, что:

1.    У 8 (44,5%) пациентов основной группы были обнаружены сдвиги показателей РЭГ в луч­шую сторону по сравнению с изначальными результатами, а у 10 (55,5%) пациентов данные РЭГ остались без особых изменений по сравнению с первоначальными результатами, но находились в пределах возрастной нормы.

2.    Показатели РЭГ находились в пределах нормы у обеих групп, но в контрольной группе поло­жительная динамика меньше, чем у основной группы.

3.      При сравнении показателей осмотров невролога, логопеда, психолога разница улучшений по некоторым критериям очевидна, например: уменьшение эмоционального возбуждения в I груп­пе у 77,8%, во II группе 55,6%, что, несомненно, влияет на процесс текущего и дальнейшего об­учения ребенка. Улучшение самостоятельной речи и состояния речевого аппарата отмечено у всех детей I группы, в то время как во II группе положительная динамика по этим критериям оценивалась в 94,5% и 77,8% соответственно.

На основании проведенной работы можно заключить, что детям с речевой патологией, помимо основных лечебных мероприятий, рекомендуется проходить остеопатическое лечение.

Выводы

В процессе исследования были выявлены основные остеопатические нарушения, которые мог­ли обусловить возникновение задержки речевого развития, была проведена их успешная кор­рекция. Практически всем пациентам требовалась коррекция краниовертебрального перехода, затылочной кости с моделированием канала подъязычного нерва, освобождение швов черепа с акцентом на L-образных швах, устранение патологических паттернов СБС.

В комплексной терапии речевых нарушений у детей остеопатическая коррекция оказалась эффективнее, чем медикаментозная терапия, что отражено в психоневрологическом и логопе­дическом статусах.

Для повышения эффективности помощи пациентам в процессе работы было установлено со­трудничество с другими специалистами, участвующими в лечении детей с речевыми нарушения­ми. Педиатры, логопеды и детские психологи по достоинству оценили возможности остеопатического лечения в комплексной коррекции речевых нарушений.

Литература

1.   Магун Г. И. Остеопатия в краниальной области. — Меридиан-С, 2010. — С. 217-239.

2.    Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции: автореф. дис. докт. психол. наук. — СПб.,2004. — 39 с.

3.    Новосельцев С. В. Введение в остеопатию. Частная краниальная остеопатия. — СПб.: Фоли­ант, 2010. - С. 210-227, 303-311.

4.     Поливара 3. В. Эпидемиология речевых дисфункций среди детского населения г. Тюмени // Сборник итогов конференции «Проблемы здоровья и образования детей Тюменского региона», 2004 г.-С. 28-31.

5.     Фишман М.Н. Мозговые механизмы, обусловливающие отклонения в речевом развитии у детей // Дефектология. — 2001. — № 3. — С. 3-9.

dik70@bk.ru

 

Приходите в Семейный стоматологический центр «Диал-Дент» на консультацию к нашему логопеду-психологу Цукор Т.Б. и к нашему остеопату Попову А.И. (499)500-90-90, (499)235-80-50

 

 

 

Rambler's Top100 Яндекс цитирования